Ансамбль классического джаза Валерия Киселева
Рецензии и интервью Валерий Киселев

 

Ансамбль классического джаза

Автобиография

Аудио

Фото

Рассказы

Рецензии и интервью

События

Контакты

 

 

Звучал со сцены джаз

Джаз... Музыка лунного света, летнего ветра, одиноких ночей, теплых звезд и холодного солнца. Музыка американских гангстеров и влюбчивых дам начала прошлого века. Почти столетие живет джаз на планете.

Почти столетие его любят, ненавидят, боготворят, слушают в прокуренных ресторанчиках и на открытых площадках, в тесных квартирах "хрущевок" и в роскошных особняках. Легкий, эмоциональный, жизнелюбивый, грустный, мелодичный, взрывной - он разный до неузнаваемости, но не узнать его мотивы очень трудно. Именно такой (хочется сказать "настоящий") джаз звучал со сцены донецкой филармонии в исполнении московских музыкантов.

О Донецке, поп-музыке и, конечно же, о джазе мы поговорили перед концертом с Валерием КИСЕЛЕВЫМ - одним из самых известных московских саксофонистов и кларнетистов, солистом Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки, участником многочисленных российских и международных джазовых фестивалей. В 1992 году Киселев создал джаз-квартет, а сейчас коллектив представляет собой квинтет и называется Ансамблем классического джаза. Его репертуар насчитывает около девятисот произведений, большинство из которых - лучшие образцы джазовой классики в аранжировке Валерия Киселева.

- Вы переиграли во многих коллективах, в том числе в знаменитых джаз-оркестрах Олега Лундстрема и Анатолия Кролла. Неоднократно менялся и состав вашего ансамбля. С чем связано ваше такое бурное перемещение?

- В джазе такова традиция, что составы ансамблей и оркестров постоянно меняются, так как авторитет джазового музыканта повышается от того, насколько много коллективов он прошел в своей творческой биографии. Что касается нашего ансамбля, то здесь причины разные. Одни не выдерживают постоянной гонки, требований, которые все время повышаются... Некоторых жизнь заставляет уходить в попсу, после которой очень трудно вернуться в джаз - там ведь совсем другие заработки. Правда, творчества нет никакого, но у "спопсовившихся" музыкантов уже другие разговоры, все больше о квартирах и машинах. Те, кто сейчас со мной, люди, преданные джазу.

- Если не секрет, кто именно ушел из вашего коллектива в поп-музыку?

- Лучше скажу, к кому ушли. Например, играют в составах с Валерией и одним телевизионным политическим обозревателем, который недавно тоже "запел".

- Вы много гастролируете. Приходилось ли бывать ранее в Донецке?

- Да, в самом начале моей джазовой биографии, будучи на гастролях в составе ансамбля Германа Лукьянова, я побывал в Донецке. Познакомился с местными музыкантами, и они даже подарили мне первый в моей жизни сборник-справочник джазовых тем. Я им, кстати, до сих пор пользуюсь.

- Наверняка в начале творческого пути у вас все же были изнурительные странствия и скитания по просторам страны Джаза. Искали эту самую истину?

- Искал себя. В свое время я переиграл очень много разной музыки: увлекался Колтрейном, Паркером, играл с Германом Лукьяновым современный джаз. Но потом пришел к выводу, что музыкант должен рассказывать публике то, что у него в душе. Струна откликается на какую-то частоту и звучит сама, и даже не надо ударять в клавишу. Музыкант, который играет то, что у него в душе, принимается публикой. Когда я был в стадии поиска, пытался заставлять себя играть ту музыку, которую нужно было вроде бы играть. Но обманывал себя, рассказывал не то. А вот сейчас я играю от чистого сердца.

- Каким своим достижением на музыкальном поприще вы больше всего гордитесь?

- Создание ансамбля, в котором играют очень престижные музыканты. Путь развития музыканта, вообще, насчитывает три этапа. Первое: научиться хорошо играть на инструменте (я знаю очень много виртуозов, которые "научились играть" и работают в оркестре), второй этап - стать руководителем ансамбля. Можно руководить, но еще не создавать программы. А вот следующий этап - быть идеологом ансамбля. Вот я - и руководитель, и идеолог. Сейчас пишу очень большую программу, посвященную золотой эре свинга 30 - 40-х годов прошедшего века.

- Есть ли у вас любимый джазовый музыкант?

- Есть такая шутка: чем отличается любитель от профессионального джазового музыканта? Ответ: любитель любит музыку, а профессионал ее с детства ненавидит. Так что любимых джазменов у меня мало. Отдыхать хожу на симфонические и классические концерты (я ведь по образованию классический музыкант). Джаз интересен мне как профессионалу, но для души он слишком прост.

- К современным композиторам как относитесь?

- К классическим положительно. Не так давно с большим удовольствием слушал симфонию Шнитке. Люблю Бартока, Малера. Современную классическую музыку - да, современную джазовую - никак любить не получается.

Оксана ПОРИЦКАЯ. «Вечерний Донецк», № 53 (8493) от 11.04.2007 г.

 

Copyright © 2007 Валерий Киселев